О творческой академии на страницах польских изданий

О творческой академии на страницах польских изданий

О творческой академии на страницах польских изданий

В авторитетном польском издании опубликована статья о плодотворной художественной деятельности Украинской академии банковского дела НБУ. Информируется, в частности, об опыте организации пленэров. В статье «Здесь всегда что-то происходит» опубликованной в Гливицком культурном журнале (GMK) помещено интервью с Анной Завиши-Кубицкого - художницей и Председателем Гливицькои организации союза художников Польши. По ее инициативе было начато художественный пленэр «Мой город» в 2008 г., На котором несколько лет подряд принимают участие сумские художники, а также преподаватели академии.

Госпожа Анна акцентировала внимание на плодотворном сотрудничестве с Украинской академией банковского дела, которая так же выступила организатором художественного пленэра в Сумах. Желаемые участники сумского пленэра - польские художники, а их произведения представлены в галерее искусств «Академическая». Пленэр «Мой город», по мнению госпожи Анны, является «вишенкой на торте» в деятельности союза, главой которого он является.

Несколько лет назад г-жа Анна посетила академию, будучи в составе официальной делегации. Тогда было определено главные приоритеты культурного сотрудничества между УАБД НБУ и Гливицькою организацией союза художников Польши. В эти дни в Мемориальном доме-музее А. П. Чехова экспонируется произведение «Семиротовка» польской художницы Терезы Павловской в рамках культурно-художественного проекта «Выставка одной картины из художественного собрания Украинской академии банковского дела».

Техника - молодёжи 1969-07, страница 3

ОБИЖГЕЛИ. ТРЕТЬЕГО 4 ЦАРСТВА

Профессор Богдан СУХОДОЛЬСКИИ действительный член Польской академии наук

ВАРШАВА

Каково значение техники в истории человеческой цивилизации?

В какой роли выступают по отношению друг к другу наука, техника, искусство, культура?

«Те, кто предполагает либо полагает, будто очередное нововведение в государстве, именуемом «Техника» (будь то открытие движущей силы пара, изобретение зубчатой передачи и т.

д.), сколько-нибудь значительно влияет на проблему противостояния техники и культуры, — ошибаются. Подобное утверждать столь же наивно, как, к примеру, веровать в то, что электрический то < наводится силою лунных приливов», — писал более столетия тому назад великий Майкл Фарадей своему другу Огюсту Деляриву.

Прав ли Фарадей, ученый, чьи открытия в области техники значительно обогатили нашу культуру?

Существует ли вообще дилемма «техника или культура» как следствие извечной противоречивости мирозданья (свет и тьма тепло и холод движение и покой)?

Именно этой теме посвящена статья известного польского ученого, действительного члена Польской академии наук, профессора Богдана СУХОДОЛЬ-СКОГО. Его выступление на страницах нашего журнала мы приурочили

25-летнему юбилею Польской Народной Республики.

Человечество, в сущности, все еще остается под властью представлений о двойственной роли техники. Техника, с одной стороны, дает людям мощные средства для творческой деятельности, с другой — угрожает культуре, а возможно, и самой жизни. Отсюда многие лают категорический вывод: машина и человек враждебны друг другу, г почему одни веруют в грядущее торжество техники, а другие — в не-одимость вообще ее искоренить, дабы сохранить одухотворенную культу ю жизнь.

\енно потому, что над нами властны эти представления, в основе своей >дившиеся в XIX веке, есть необходимость проследить их историче-о судьбу.

Начнем с Древней Греции. Можно изумиться, увидев, что именно в этой ране гуманистической культуры убеждение в духовной сущности человека эычно выступало в единстве со стремлениями к его материальной, технической мощи. Это отражено и в мифах о Гефесте и Афине: бог огня и железа и богиня мудрости — брат и сестра — должны были совместно формировать человечество, давая ему и разум и силу. В мифе о Прометее символ огня становится двойственным. Огонь — это не только жар, на котором можно плавить металлы огонь — это еще и свет. Свет разума. То, что Прометей принес человеку, — одновременно и свет разума и жар техники.

Интересно также отметить, что когда Платон в одном из своих «Диалогов» рассматривает именно эту двойственность, то на «вопрос, достаточно ли человечеству для счастья только науки и техники, отвечает: «Нет, недостаточно, ибо нужно еще то, что именуется стыдом и чувством законности». В переводе на нынешний язык это должно означать мораль, первую производную культуры, благодаря которой и наука и техника используются для блага человечества. Именно мораль, имеющая характер «стыда и чувства законности», — основа для покуда еще гипотетического синтеза и примирения культуры и техники.

Перейдем к Возрождению. Многозначительно, что все художники э!ои эпохи были в то же время и крупными техниками. Гениальный Леонардо да Винчи, определяя сущность человека, называл его существом о двух крыльях: одно крыло — живопись, другое — техника. Существо, способное творить и живопись и технику, разве это не символ связи между гуманистическим и техническим началом?

Но в понятии о творчестве человека скрывалось нечто большее. В одном из «Диалогов», написанных выдающимся философом того времени Николаем Кузанским, беседуют философ и гончар. Гончар заявляет философу что именно он является творцом, наподобие самого всевышнего. Ибо артисты, художники, скульпторы только воспроизводят действительность, уже

Ежемесячный, общественно-политический, научно-художественный ^и^^п^оизводствен-

Полоника Петрополитана: Прекрасные традиции - юбилею Санкт-Петербурга

Генеральное консульство Республики Польша в Санкт-Петербурге разработало программу участия местной Полонии в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга.

Реализацией значительной части этой программы займется Польский институт в Санкт-Петербурге. Программа имеет несколько разделов: издательская деятельность, памятные польские места в Санкт-Петербурге, научные конференции, фестивали, конкурсы, просмотры, салоны и другие музыкальные мероприятия, выставки.

Программа объединила как инициативы местной Полонии, так и конкретные предложения писателей, издателей, музыкантов, актеров, режиссеров из Варшавы, Кракова, Вроцлава и других польских городов.

Юбилеи проходят, а публикации остаются.

В апреле этого года в петербургском Доме актера проходила встреча с Анджеем Вайдой. Всемирно известный режиссер представил собравшимся свою новую книгу "Достоевский-театр совести". Книга шла нарасхват, несмотря на солидную для посетителей Дома актеров цену-100 рублей. Прекрасно изданная, наполненная глубокими размышлениями о творчестве русского гения, она стала редким подарком читающему Петербургу задолго до его 300-летия.

Эта книга была включена в польскую программу празднования юбилея города, как включены в нее другие редкие издания. В их числе: публикация и перевод на русский язык монографии Л. Базылева "Поляки в Петербурге" издательством "Блиц" ПЕН-клуба в Санкт-Петербурге возобновление издания на польском языке "Поляков в Петербурге" издательством Ossolineum написание и издание на польском и русском языках серии научно-популярных публикаций о жизни в северной столице знаменитых поляков. По словам консула Иеронима Граля, в год предполагается издавать четыре выпуска. Одна из работ этой серии "По следам Мицкевича в Петербурге" Анатолия Нехая уже вышла в свет.

Готовится к печати социологический очерк, рассказывающий о современном польском землячестве в Санкт-Петербурге. Подготовлена к переводу на русский язык книжка Гжегожа Вишневского о постановках опер Монюшко в Петербурге. Несомненный интерес должна вызвать и публикация "Польские маршруты в Петербурге". Мы начали работу и над перечнем сооружений, созданных в Петербурге польскими архитекторами. В перечень войдут не только дома и дворцы, но и храмы, мосты Петербурга. Мы постараемся осветить и польские страницы в истории Петербургской филармонии.

Запланирована помощь в завершении проекта издания "петербургского" тома "Хроники жизни и творчества Адама Мицкевича" Институтом литературных исследований Польской академии наук (совместно с Музеем литературы в Варшаве). И совершенно уникальным, интересным как в Польше, так и в России становится издание старейших польских документов, которые хранятся в архивах. Например, документов Радзивиллов, хранящихся в отделе рукописей Российской национальной библиотеки. Или- сотрудничество и процесс публикаций Библиотекой РАН в Санкт-Петербурге каталога польских старопечатных книг из собраний родовой библиотеки Радзивиллов в Несвиже.

В плане юбилейных мероприятий-подготовка "Польской энциклопедии Петербурга", составление каталога "Полоники", хранящихся в запасниках Академии художеств, составление польского путеводителя по Санкт-Петербургу- Шопен-Монюшко"Пендерецкий" Гергиев.

Ко дню рождения Петербурга Польша подарила и еще подарит его жителям блистательные музыкальные салоны. В их числе-салон "Шопеновские традиции композиторов Петербурга", салон Марии Шимановской, большой концерт музыки Падеревского, совместную постановку оперы Даргомыжского "Русалка" силами Театра Велького в Познани и Малого академического театра оперы и балета в Петербурге, концерты Юзефа Козловского и фестиваль старинной музыки, выступления Варшавской камерной оперы в Эрмитажном театре- Наконец, концерты так любимого в Петербурге Кшиштофа Пендерецкого.

Эти намерения, заявленные в программе участия Полонии в торжествах по поводу 300-летия Санкт-Петербурга, на недавней встрече с журналистами расширил Иероним Граля, консул Республики Польша в Санкт-Петербурге. По его словам, прошедший апрель был польским месяцем в Петербургской филармонии. После концерта Казимира Крота здесь прошел органный концерт профессора Перуцкого.

Большой зал Филармонии (мы очень это ценим!) предложил вечер польской музыки, на котором будет исполняться музыка Шопена. Польская программа будет в мае-июне и в Малом зале Филармонии. В начале июня в Институте истории искусств состоится международная конференция "Петербургская музыкальная полинистика".

Приглашение участвовать в ней принял директор Камерной оперы в Варшаве, прижизненный классик Стефан Сутковский- Его визит связан также с совместным проектом в театре "Зазеркалье"- Наконец, Кшиштоф Пендерецкий с удовольствием согласился приехать в Петербург не только с концертом, но и для того, чтобы принять мантию и диплом доктора философского факультета Санкт-Петербургского университета. По словам маэстро, Петербург для него-один из главных городов мира- Полонийские артисты на петербургских сценах.

Программа предусматривает участие польских ансамблей и артистов в мероприятиях, организованных к юбилею Петербурга в самом городе. В частности, в фестивале старинной музыки, Международной неделе консерваторий, Свинге белых ночей, фестивале "Балтийский дом", фестивале "От авангарда до наших дней", детском фестивале "Блистательный Петербург" и "Невская радуга", фестивале камерной музыки "Дворцы Санкт-Петербурга", фестивале рождественских фильмов, фестивале польского кино. В свою очередь, петербургские артисты приглашаются к участию в польских театральных фестивалях "Диалог", "Контакт", "Мальта".

Под девизом "300-летие Петербурга" польские артисты выступят на территории консульского округа-в Архангельске, Мурманске, Великом Новгороде. Научным словом подтвердить и вспомнить.

"Поляки в истории Петербурга", "Полоника в хранилищах петербургских библиотек и архивов", "Варшава-Петербург: связь двух столиц", "Петербургские мотивы в польской литературе", "Польская пресса Санкт-Петербурга"-вот лишь несколько тем, предложенных к обсуждению Польскому историческому обществу, Санкт-Петербургскому государственному университету, Российской академии наук.

В свою очередь, консульство Польши планирует участие польских ученых специалистов в важнейших научных конференциях, планируемых петербургской стороной в 2002-2003 годах. Особенно-в конференции "Феномен Петербурга". Показать пластически масштаб участия.

Памятный крест, мемориальная доска -"именно такая форма увековечения весьма значительного польского вклада в развитие петербургской, а значит, и российской науки позволяет пластически показать его масштаб" -записано в юбилейной программе.

Она предлагает установить памятный крест на выборгском польском кладбище и несколько мемориальных досок, посвященных польским инженерам, ученым, медикам, художникам, музыкантам. Например, Марии Шимановской-на доме 15 по Итальянской улице, Станиславу Кербедзу-на доме Кербедза на Кирилловской улице, Хенрику Венявскому-на здании Петербургской консерватории, Хенрику Семирадскому-на здании Академии художеств, Анджею Пшеницкому-участнику строительства мостов через Неву, Жану Бодуэну де Куртенэ-на филологическом факультете Петербургского университета, Игнацию Ясюковскому - на Кировском заводе, Юзефу Мяновскому-на здании Медицинской академии, Владимиру Спасовичу - на здании какого-либо крупного юридического вуза или коллегии адвокатов. А также мемориальные доски, объединяющие польских профессоров и выпускников Горного и Технологического институтов, Медицинской академии, Университета путей сообщения, Академии художеств и Консерватории.

Важное значение в этой программе имеет также передача в пользование часовни той усыпальницы, которая находится на месте захоронения короля Станислава Августа в костеле Святой Екатерины на Невском проспекте Эти начинания имеют для генерального консульства Польши приоритетный характер, и оно по возможности берется реализовать их на свои средства.

Подготовлено ИА "Росбалт".

Источник газета Петербургский Час пик

Источники:
law-clinic.net, zhurnalko.net, www.pressarchive.ru

Следующие в разделе:

25 апреля 2024 года


Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением

Сумма цифр: код подтверждения

Другие статьи: